| |||||||||
|
| ||||||||
Примерная схема для анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный годПримерная схема для анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования (программирования) воспитательного процесса в классе в прошедшем году: – результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании; – правильность выбора основных направлений, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение. 2. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся: – особенности социальной ситуации развития учащихся, ее изменение за прошедший учебный год. Какие факторы особенно повлияли на изменение этой ситуации? – какое влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей оказывает их ближайшее социальное окружение (родители, сверстники) и занятия в кружках, секциях и других объединениях? – особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся. 3. Анализ развития коллектива класса: – социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем; – особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности и заботы и т. д.); преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе; доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса; особенности общения в классном коллективе; – степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности; – развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении класса). 4. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы: – основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах; – участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов, обществ и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся. 5. Анализ развития учащихся класса: – уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся (указать, какие факторы повлияли на их состояние); – степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности; – уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость; – изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие состоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге – развитие культуры жизненного самоопределения); – наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса; – сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием; – изменения состава класса, происшедшие в течение года; – индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе; – учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз о дальнейшей социализации этих учеников). 6. Анализ педагогического взаимодействия с семьей: – влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса; – участие родителей в подготовке детей к семейной жизни. 7. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффектности воспитательной работы классного руководителя: – что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему? – насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году? – какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие и нравственное становление учащихся? – какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду? – какие мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива? Выводы: – об удачах и находках, о накопленном положительном опыте; – о негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса; – о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах; – о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
Осуществляя свои функции, классный руководитель: в начале учебного года: – составляет список класса и оформляет классный журнал (в начале первой учебной недели); – организовывает получение учебников в школьной библиотеке (в течение первого-второго учебных дней); – изучает условия семейного воспитания учащихся (в течение первой учебной четверти); – уточняет или составляет социальный паспорт класса и сдает его социальному педагогу (в течение первой учебной четверти); – собирает и имеет полную информацию об участии учащихся класса в учреждениях дополнительного образования (в течение октября); – проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей (в течение первой четверти); – организовывает коллективное планирование жизнедеятельности класса на полугодие (для III–VII классов) или на год (для VIII–XI классов) (в течение сентября); – составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем методического объединения классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по воспитательной работе (в течение сентября); ежедневно: – отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся; – осуществляет педагогическую помощь органам ученического самоуправления класса и представителям школьного самоуправления в классе; – осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви; – осуществляет контроль за питанием и культурой поведения учащихся класса в столовой; – осуществляет контроль за дежурством по классу; еженедельно: – проверяет дневники учащихся; – осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями-предметниками; – проводит классный час и (или) полчаса информации и общения; – осуществляет контроль за санитарным состоянием закрепленных за классом участков школы; – организовывает сбор денег на питание учащихся; ежемесячно: – организовывает коллектив класса на участие в школьных делах; – помогает органам ученического самоуправления организовывать подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива; – проводит занятия по правилам дорожного движения и плановый инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности; – организовывает генеральную уборку кабинета и закрепленных за классом участков территории; – дежурит на общешкольных вечерах и других мероприятиях (согласно графику дежурства); – контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединению учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы; в течение четверти: – организовывает выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся; – помогает органам ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного коллектива (текущее коллективное планирование, организация дел и коллективный анализ); – организовывает дежурство класса по школе (согласна графику дежурств); – оперативно информирует социального педагога, заместителя директора школы по воспитательной работе или директора школы: о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащимися класса устава школы; о необходимости социальной защиты своих учащихся, и вместе с ними принимает необходимые педагогические меры; – организовывает контроль за состоянием школьных учебников; – уточняет информацию об участии учащихся класса в деятельности объединений дополнительного образования; – проводит педагогические консилиумы; – проводит родительские собрания; – организовывает работу родительского комитета класса (согласно плану работы комитета); – посещает методические объединения классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с повышением педагогического мастерства классного руководителя; в конце четверти: – организовывает. подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности классного коллектива в прошедшей четверти; – сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал; во время каникул: – участвует в каникулярной работе методического объединения классных руководителей; – совместно с самоуправлением, общественными объединениями, ученическим активом, родителями организует каникулярные мероприятия своего класса (вариант: совместно с другими классами); в конце учебного года: – организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учеб-ном году и вместе с активом (организаторами самоуправления) класса отчетно-выборную кампанию в классе; – проводит педагогический анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его (в форме отчета об учебно-воспитательной работе в классе в прошедшем году) заместителю директора школы по воспитательной работе; – организовывает сдачу школьных учебников в библиотеку; – организовывает ремонт классного помещения; – получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей.
Классный руководитель выпускного класса: – собирает данные о планах выпускников по дальнейшему обучению и трудоустройству (в течение последнего учебного года); – организовывает подготовку выпускных мероприятий с учащимися и родителями своего класса (в течение года); – собирает и имеет полную информацию об устройстве своих выпускников в учебные заведения, на работу и т. д. (к началу очередного учебного года). | |||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |