| |||||||||
|
| ||||||||
приемы педагогического воздействия на трудных школьниковПриемы педагогического воздействия
Приемы педагогического воздействия на трудных школьников можно условно подразделить на две основные группы: созидающие и тормозящие. Созидающие – приемы, которые способствуют развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных. Тормозящие – приемы, которые способствуют преодолению отрицательных качеств и развитию положительных. Кроме вышеназванных приемов, в опыте учителей выявлены и вспомогательные приемы. Существует и особый прием «педагогического взрыва», пробуждающий в ученике очень сильные чувства и ведущий к быстрым значительным изменениям в сознании и поведении. Созидающие приемы: · организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не догонит сверстников и не начнет хорошо учиться); · организация успеха в общественно-полезной трудовой деятельности (заключается в оказании помощи ученику, когда тот овладевает трудовыми умениями и навыками); · вовлечение в интересную деятельность (приводит к перевесу положительных тенденций развития личности над отрицательными благодаря увлеченности и успехам, достигаемым в процессе этой деятельности); · моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры школьника в себя, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям); · убеждение (заключается в разъяснении, доказательствах правильности и необходимости определенной линии поведения); · доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания); · нравственное упражнение (заключается в создании условий, требующих проявления именно того нравственного качества, которое требуется развить); · ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждет от него более значительных успехов, и это способствует формированию мотивации к учению); · пробуждение гуманных чувств (заключается в создании таких условий, которые вызывают у ученика сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие); · проявление доброты, внимания, заботы; · просьба; · поощрение; · авансирование личности; · проявление огорчения; · поручительство; · проявление умений и превосходства учителя в какой-то области; · активизация сокровенных чувств воспитанника.
Тормозящие приемы:
– осуждение; – наказание; – приказание; – предупреждение; – пробуждение у ученика тревоги по поводу возможности наказания; – проявление возмущения; – разоблачение или выявление виновного; – мнимое безразличие; – ирония; – мнимое недоверие; – параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учеников, с тем чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося). К числу вспомогательных приемов относятся следующие: организация внешней опоры правильного поведения (школьник вынужден правильно поступать в результате помощи, осуществления соответствующего распорядка, действия определенных правил, контроля за ним); отказ от фиксирования отдельных проступков (педагог не обращает на некоторые проступки особого внимания, потому что за ними не кроется ничего серьезного). Метод или прием «взрыва» – это стремительная перестройка личности школьника в результате воздействия, которое вызывает очень сильные эмоциональные переживания, настоящее потрясение. Применение «взрыва» требует хорошей подготовки и большого мастерства педагога, иначе «взрыв» легко может стать «педагогическим срывом». | |||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |