В помощь классному руководителю

приемы педагогического воздействия на трудных школьников

 

Приемы педагогического воздействия
на трудных школьников

 

Приемы педагогического воздействия на трудных школьников можно условно подразделить на две основные группы: созидающие и тормозящие. Созидающие – приемы, которые способствуют развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных. Тормозящие – приемы, которые способствуют преодолению отрицательных качеств и развитию положительных. Кроме вышеназванных приемов, в опыте учителей выявлены и вспомогательные приемы. Существует и особый прием «педагогического взрыва», пробуждающий в ученике очень сильные чувства и ведущий к быстрым значительным изменениям в сознании и поведении.

Созидающие приемы:

· организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не догонит сверстников и не начнет хорошо учиться);

· организация успеха в общественно-полезной трудовой деятельности (заключается в оказании помощи ученику, когда тот овладевает трудовыми умениями и навыками);

· вовлечение в интересную деятельность (приводит к перевесу положительных тенденций развития личности над отрицательными благодаря увлеченности и успехам, достигаемым в процессе этой деятельности);

· моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры школьника в себя, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям);

· убеждение (заключается в разъяснении, доказательствах правильности и необходимости определенной линии поведения);

· доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);

· нравственное упражнение (заключается в создании условий, требующих проявления именно того нравственного качества, которое требуется развить);

· ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждет от него более значительных успехов, и это способствует формированию мотивации к учению);

· пробуждение гуманных чувств (заключается в создании таких условий, которые вызывают у ученика сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие);

· проявление доброты, внимания, заботы;

· просьба;

· поощрение;

· авансирование личности;

· проявление огорчения;

· поручительство;

· проявление умений и превосходства учителя в какой-то области;

· активизация сокровенных чувств воспитанника.

 

Тормозящие приемы:

 

– осуждение;

– наказание;

– приказание;

– предупреждение;

– пробуждение у ученика тревоги по поводу возможности наказания;

– проявление возмущения;

– разоблачение или выявление виновного;

– мнимое безразличие;

– ирония;

– мнимое недоверие;

– параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учеников, с тем чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося).

К числу вспомогательных приемов относятся следующие: организация внешней опоры правильного поведения (школьник вынужден правильно поступать в результате помощи, осуществления соответствующего распорядка, действия определенных правил, контроля за ним); отказ от фиксирования отдельных проступков (педагог не обращает на некоторые проступки особого внимания, потому что за ними не кроется ничего серьезного).

Метод или прием «взрыва» – это стремительная перестройка личности школьника в результате воздействия, которое вызывает очень сильные эмоциональные переживания, настоящее потрясение. Применение «взрыва» требует хорошей подготовки и большого мастерства педагога, иначе «взрыв» легко может стать «педагогическим срывом».

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Сайт управляется системой uCoz