В помощь классному руководителю

аналитическая деятельность классного руководителя

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся

-       Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения этих отношений, произошедшие за учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?

-       Основные ценностные ориентации учащихся класса к людям, труду, учебе, школе, классу и т. д.

-       Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?

-       Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т. д.) дарований и способностей?

-       Какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?

Анализ развития коллектива класса

Характеристика социально-психологического микроклимата в классе: какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата?

-       Особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т. д.).

-       Преобладающее отношение учащихся к учителям в школе. Доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе.

-       Социометрическая. Ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.

-       Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).

-       Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе.

-       Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает влияние на общественное мнение класса?

 

Анализ организации воспитательного процесса в классе

и эффективности воспитательной работы классного руководителя

-       Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?

-       Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?

-       Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?

-       Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году способствовали сплочению классного коллектива.

-       Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?

Анализ участия учащихся класса

в жизнедеятельности школы

-       Основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах.

-       Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.

Анализ педагогического взаимодействия

с семьями учащихся класса и с родительским коллективом

-       Частота и характер контактов с семьями учащихся.

-       Изменение отношения родителей к школе за учебный год.

-       Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел и мероприятий).

-       Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах.

Составление характеристики учащегося

Характеристика учащегося – это обобщение педагогического и психологического наблюдения. Практика общения на уроке, вне занятий, в трудовых делах, знание семейных отношений, друзей позволяет классному руководителю определить тип характера, потенциальные способности, познавательные интересы и прогнозировать мотивы поведения в тех или иных ситуациях.

Особое внимание следует уделить эмоционально-волевой характеристике личности. Это переживания, связанные с учебой, адаптацией в коллективе. Внешнее проявление эмоций (чувств) в поведении, жестах, мимике, настроении.

К волевым качествам относятся целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость, дисциплинированность. Развитие волевых качеств приводит к формированию деловых качеств личности, что особенно важно в современных условиях развития российского общества: предпринимательство на всех уровнях жизни, возможность занять свое место в обществе.

Изучение коллектива и индивидуумов можно условно разделить на несколько этапов педагогического и психологического исследования: индивидуальные беседы, эксперимент (анкетирование, тестирование), психологический и педагогический анализ.

Завершающим этапом исследования является составление характеристики. Индивидуальная характеристика учащегося включает следующее:

1. Сведения об учащемся.

2. Уровень отношения к учебе.

3. Характеристика качеств личности.

4. Характеристика темперамента.

Приложение

Характеристика типов темперамента

 

1. С а н г в и н и с т и ч е с к и й   т е м п е р а м е н т

·        живой, любознательный, подвижный (без резких, порывистых движений);

·        веселый, жизнерадостный;

·        эмоционально неустойчивый, легко поддается чувствам, но они не сильные и не глубокие;

·        быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи;

·        легко входит в контакт, общителен, доброжелателен, приветлив;

·        если учебный материал интересен, доступен, то вызывает интерес, быстро запоминает, легко переключает внимание; если не интересен, то сангвиник отвлекается, плохо усваивает новое.

2. Ф л е г м а т и ч е с к и й  т е м п е р а м е н т

·        медлителен, нетороплив, спокоен;

·        в деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство;

·        склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен;

·        как правило, доводит начатое до конца;

·        в отношениях с людьми ровный, спокойный, в меру общительный, настроение устойчивое;

·        уклоняется от ссор, не теряет самообладания при неудачах;

·        легко может сформировать такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость;

·       при неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические черты, как вялость, инертность, пассивность, лень, безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже к самому себе.

3. Х о л е р и ч е с к и й   т е м п е р а м е н т

·        быстрота (лихорадочность) движений и действий, порывистость, возбудимость;

·        неуравновешенность: с увлечением, страстью берется за дело, проявляет инициативу, работает с подъемом, но если работа однообразная и требует усидчивости и терпения, то настроение падает, подъем исчезает;

·        в отношениях с людьми допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, иногда создает конфликтные ситуации в коллективе.

4. М е л а н х о л и ч е с к и й   т е м п е р а м е н т

·        психологические процессы замедлены, с трудом реагирует на сильное раздражение;

·        длительное и сильное напряжение вызывает замедленную деятельность, а затем и прекращение ее;

·        быстро утомляется;

·        в привычной, спокойной обстановке работает продуктивно;

·        эмоции возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью;

·        легко уязвим, тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания проявляются слабо;

·        склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущается;

·        на основе этого типа может развиться болезненная ранимость, подавляемость, мрачность, скрытность, пессимизм;

·        уклоняется от общественной деятельности;

·        при благоприятных условиях может добиться больших успехов в искусстве, музыке, живописи, поэзии и др.;

·        отличается мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью.

 

Уровень отношения к учебе

Высокий уровень ответственного отношения к учебе.

Учится в полную меру своих сил, способностей, старательный, требовательный к себе, слово не расходится с делом, доводит начатую работу до логического завершения.

Личные успехи в учении рассматривает в единстве с общественными интересами, как дело коллектива группы, учебного заведения в целом. Настойчив в достижении цели.

Значимы не только познавательные, но и нравственные мотивы долга и ответственности в учении.

Целеустремленный. Обладает самостоятельностью в принятии решений, в действиях.

 

Б л и з к и й  к  в ы с о к о м у   уровень ответственного отношения к учебе.

Характерно преобладание проявлений ответственного отношения к учению, но суждения о долге и ответственности не всегда подкрепляются требовательностью к качеству и результатам своего труда.

Иногда активен по престижным мотивам. Из-за этого в коллективной учебной деятельности создается напряженная обстановка.

Ответственность перед родителями выше, чем перед коллективом.

 

С р е д н и й   у р о в е н ь ответственного отношения к учению.

Характерно незначительное преобладание положительных проявлений ответственного отношения к учению.

Имеет множество отклонений от нормы: ситуативный характер ответственности, инертный, имеет рассеянное внимание, отвлечения, связанные с внеучебными занятиями, леность.

Активность проявляется в условиях коллективной работы.

 

Н и з к и й   у р о в е н ь ответственного отношения к учению

Характерно преобладание отрицательных проявлений к учению по всем предметам.

Не рассматривает учебу как обязанность перед обществом, а считает сугубо личным делом.

Пассивен на уроках, не имеет деловых контактов в учебе со своими одноклассниками.

Не выполняет «Единые педагогические требования» на уроках, с готовностью поддерживает нарушителей порядка и дисциплины. Ведет себя вызывающе, грубит и т. д. Не умеет (или не хочет) работать ни индивидуально, ни коллективно.

 

Характеристика качеств личности

 

И н и ц и а т и в а

Ищет дополнительные занятия, очень искренний, находчивый, смекалистый при выполнении заданий. Выполняет необходимый объем работ без указаний или безынициативный, ждет напоминаний, указаний.

О т н о ш е н и е  к  д р у г и м

Позитивное, дружелюбное отношение к товарищам по учебе, преподавателям, работникам учебного заведения. Иногда с ним трудно работать, общаться. Сварливый, некоммуникативный. Не терпит вмешательства в свои дела, не прислушивается к мнению других.

Л и д е р с т в о

Сильный, внушает уверенность и доверие. Умело отдает эффективные распоряжения. Ведущий или ведомый. Пользуется уважением в классе и у преподавателей. Надежный в делах. Независимый, искренний. Целесообразный в действиях. Любит власть, стремится к власти, болезненно воспринимает, когда указывают, что делать и как делать. Если не удается стать лидером, может стать бунтарем, агрессивным. Нерешительный, малодушный.

О т в е т с т в е н н о с т ь

Добросовестно и в срок выполняет поручения. Соглашается с поручениями. Неохотно соглашается с поручениями. Уклоняется от любых поручений.

О р г а н и з а т о р с к и е  с п о с о б н о с т и

Очень способный в убеждении людей и выстраивании фактов в логическом порядке. Способный организатор или средние организаторские способности, или плохой организатор.

Р е ш и т е л ь н о с т ь

Быстрый и точный. Основательный и осторожный, осмотрительный. Быстрый, но часто делает ошибки, сомневающийся и боязливый.

У п о р с т в о

Целеустремленный, его нелегко обескуражить трудностями. Предпринимает постоянные усилия. Добивается цели любыми средствами. Средний уровень упорства и решимости. Низкий уровень упорства и решимости.

О п т и м и с т – п е с с и м и с т

Оптимистом человек может быть от рождения или стать им. Оптимизм может перейти в необузданное легкомыслие. Здоровый юмор, самоирония. Реалист. Пессимист не видит окружающих его проблем. Подвержен депрессии и нужна помощь для выхода из нее.

Н е р е ш и т е л ь н ы й

Взвешивает все «за» и «против» в любой жизненной ситуации. Если удается переложить принятие решения на плечи другого, вздыхает с огромным облегчением. Часто принимает половинчатые решения. На собраниях предпочитает молчать, чаще из-за трусости. На человека нерешительного трудно положиться, он может в любой момент подвести.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Сайт управляется системой uCoz