| |||||||||
|
| ||||||||
аналитическая деятельность классного руководителяАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся - Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения этих отношений, произошедшие за учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения? - Основные ценностные ориентации учащихся класса к людям, труду, учебе, школе, классу и т. д. - Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников? - Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т. д.) дарований и способностей? - Какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество? Анализ развития коллектива класса Характеристика социально-психологического микроклимата в классе: какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? - Особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т. д.). - Преобладающее отношение учащихся к учителям в школе. Доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе. - Социометрическая. Ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности. - Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса). - Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе. - Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает влияние на общественное мнение класса?
Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя - Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему? - Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году? - Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду? - Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году способствовали сплочению классного коллектива. - Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся? Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы - Основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах. - Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским коллективом - Частота и характер контактов с семьями учащихся. - Изменение отношения родителей к школе за учебный год. - Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел и мероприятий). - Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах. Составление характеристики учащегося Характеристика учащегося – это обобщение педагогического и психологического наблюдения. Практика общения на уроке, вне занятий, в трудовых делах, знание семейных отношений, друзей позволяет классному руководителю определить тип характера, потенциальные способности, познавательные интересы и прогнозировать мотивы поведения в тех или иных ситуациях. Особое внимание следует уделить эмоционально-волевой характеристике личности. Это переживания, связанные с учебой, адаптацией в коллективе. Внешнее проявление эмоций (чувств) в поведении, жестах, мимике, настроении. К волевым качествам относятся целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость, дисциплинированность. Развитие волевых качеств приводит к формированию деловых качеств личности, что особенно важно в современных условиях развития российского общества: предпринимательство на всех уровнях жизни, возможность занять свое место в обществе. Изучение коллектива и индивидуумов можно условно разделить на несколько этапов педагогического и психологического исследования: индивидуальные беседы, эксперимент (анкетирование, тестирование), психологический и педагогический анализ. Завершающим этапом исследования является составление характеристики. Индивидуальная характеристика учащегося включает следующее: 1. Сведения об учащемся. 2. Уровень отношения к учебе. 3. Характеристика качеств личности. 4. Характеристика темперамента. Приложение Характеристика типов темперамента
1. С а н г в и н и с т и ч е с к и й т е м п е р а м е н т · живой, любознательный, подвижный (без резких, порывистых движений); · веселый, жизнерадостный; · эмоционально неустойчивый, легко поддается чувствам, но они не сильные и не глубокие; · быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи; · легко входит в контакт, общителен, доброжелателен, приветлив; · если учебный материал интересен, доступен, то вызывает интерес, быстро запоминает, легко переключает внимание; если не интересен, то сангвиник отвлекается, плохо усваивает новое. 2. Ф л е г м а т и ч е с к и й т е м п е р а м е н т · медлителен, нетороплив, спокоен; · в деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство; · склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен; · как правило, доводит начатое до конца; · в отношениях с людьми ровный, спокойный, в меру общительный, настроение устойчивое; · уклоняется от ссор, не теряет самообладания при неудачах; · легко может сформировать такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость; · при неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические черты, как вялость, инертность, пассивность, лень, безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже к самому себе. 3. Х о л е р и ч е с к и й т е м п е р а м е н т · быстрота (лихорадочность) движений и действий, порывистость, возбудимость; · неуравновешенность: с увлечением, страстью берется за дело, проявляет инициативу, работает с подъемом, но если работа однообразная и требует усидчивости и терпения, то настроение падает, подъем исчезает; · в отношениях с людьми допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, иногда создает конфликтные ситуации в коллективе. 4. М е л а н х о л и ч е с к и й т е м п е р а м е н т · психологические процессы замедлены, с трудом реагирует на сильное раздражение; · длительное и сильное напряжение вызывает замедленную деятельность, а затем и прекращение ее; · быстро утомляется; · в привычной, спокойной обстановке работает продуктивно; · эмоции возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; · легко уязвим, тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания проявляются слабо; · склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущается; · на основе этого типа может развиться болезненная ранимость, подавляемость, мрачность, скрытность, пессимизм; · уклоняется от общественной деятельности; · при благоприятных условиях может добиться больших успехов в искусстве, музыке, живописи, поэзии и др.; · отличается мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью.
Уровень отношения к учебе Высокий уровень ответственного отношения к учебе. Учится в полную меру своих сил, способностей, старательный, требовательный к себе, слово не расходится с делом, доводит начатую работу до логического завершения. Личные успехи в учении рассматривает в единстве с общественными интересами, как дело коллектива группы, учебного заведения в целом. Настойчив в достижении цели. Значимы не только познавательные, но и нравственные мотивы долга и ответственности в учении. Целеустремленный. Обладает самостоятельностью в принятии решений, в действиях.
Б л и з к и й к в ы с о к о м у уровень ответственного отношения к учебе. Характерно преобладание проявлений ответственного отношения к учению, но суждения о долге и ответственности не всегда подкрепляются требовательностью к качеству и результатам своего труда. Иногда активен по престижным мотивам. Из-за этого в коллективной учебной деятельности создается напряженная обстановка. Ответственность перед родителями выше, чем перед коллективом.
С р е д н и й у р о в е н ь ответственного отношения к учению. Характерно незначительное преобладание положительных проявлений ответственного отношения к учению. Имеет множество отклонений от нормы: ситуативный характер ответственности, инертный, имеет рассеянное внимание, отвлечения, связанные с внеучебными занятиями, леность. Активность проявляется в условиях коллективной работы.
Н и з к и й у р о в е н ь ответственного отношения к учению Характерно преобладание отрицательных проявлений к учению по всем предметам. Не рассматривает учебу как обязанность перед обществом, а считает сугубо личным делом. Пассивен на уроках, не имеет деловых контактов в учебе со своими одноклассниками. Не выполняет «Единые педагогические требования» на уроках, с готовностью поддерживает нарушителей порядка и дисциплины. Ведет себя вызывающе, грубит и т. д. Не умеет (или не хочет) работать ни индивидуально, ни коллективно.
Характеристика качеств личности
И н и ц и а т и в а Ищет дополнительные занятия, очень искренний, находчивый, смекалистый при выполнении заданий. Выполняет необходимый объем работ без указаний или безынициативный, ждет напоминаний, указаний. О т н о ш е н и е к д р у г и м Позитивное, дружелюбное отношение к товарищам по учебе, преподавателям, работникам учебного заведения. Иногда с ним трудно работать, общаться. Сварливый, некоммуникативный. Не терпит вмешательства в свои дела, не прислушивается к мнению других. Л и д е р с т в о Сильный, внушает уверенность и доверие. Умело отдает эффективные распоряжения. Ведущий или ведомый. Пользуется уважением в классе и у преподавателей. Надежный в делах. Независимый, искренний. Целесообразный в действиях. Любит власть, стремится к власти, болезненно воспринимает, когда указывают, что делать и как делать. Если не удается стать лидером, может стать бунтарем, агрессивным. Нерешительный, малодушный. О т в е т с т в е н н о с т ь Добросовестно и в срок выполняет поручения. Соглашается с поручениями. Неохотно соглашается с поручениями. Уклоняется от любых поручений. О р г а н и з а т о р с к и е с п о с о б н о с т и Очень способный в убеждении людей и выстраивании фактов в логическом порядке. Способный организатор или средние организаторские способности, или плохой организатор. Р е ш и т е л ь н о с т ь Быстрый и точный. Основательный и осторожный, осмотрительный. Быстрый, но часто делает ошибки, сомневающийся и боязливый. У п о р с т в о Целеустремленный, его нелегко обескуражить трудностями. Предпринимает постоянные усилия. Добивается цели любыми средствами. Средний уровень упорства и решимости. Низкий уровень упорства и решимости. О п т и м и с т – п е с с и м и с т Оптимистом человек может быть от рождения или стать им. Оптимизм может перейти в необузданное легкомыслие. Здоровый юмор, самоирония. Реалист. Пессимист не видит окружающих его проблем. Подвержен депрессии и нужна помощь для выхода из нее. Н е р е ш и т е л ь н ы й Взвешивает все «за» и «против» в любой жизненной ситуации. Если удается переложить принятие решения на плечи другого, вздыхает с огромным облегчением. Часто принимает половинчатые решения. На собраниях предпочитает молчать, чаще из-за трусости. На человека нерешительного трудно положиться, он может в любой момент подвести. | |||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |